kador (kador) wrote,
kador
kador

Юридический Форум. Шестая лекция - Вовлечение харедим в жизнь общества 8/5/15

В прошлую пятницу я была на очередной лекции Юридического Форума
В тему, как обычно, слушателей вводил Йоав Йоаз.
Первая отсрочка от службы в армии была дана 9/3/1948 года 400 учащимся ешив.
2/1/1951 г Бен-Гурион написал главнокомандующему, что он рекомендует дать отсрочку тем, кто занимается Торой "бефоаль".
В 1977 было армейским указом принято решение о ежегодном освобождении от службы 800 ешиботников. Эзер Вайцман отменил ограничение в 800 человек и освободил от службы всех.
Верховный Судья Рубинштейн в 1998 году в ответ на аппелляцию призвал Кнессет сформулировать и принять закон вместо армейского указа.

При Йехуде Бараке в 2002 году приняли "закон Таля". Реслер (автор всех предыдущих аппелляций в Багац) подал аппелляцию и в этот раз. Багац постановил - закон противоречит основным положениям, нарушает равенство и права человека לא חוקתי, פוגע בשיוין ובזכויות כבוד האדם


Офер Шелах, член Кнессета, представил проблему неработающих и неслужащих в армии харедим


По его словам на сегоднящний день 64 тысячи учащихся ешив имеют освобождение от службы в армии. 1 из 7 (парней) "мальшаб" имеет птор.
42% девушек не служат в армии.
50% имеющих голубые ТЗ не служат вообще или служат неполную службу.
Нет закона, согласно которому арабы освобождаются от армии. Это всего лишь "традиция". Изменения в количестве призывников (снижение) исходят только от армии и в основном были вызваны участившимися авариями и самоубийствами. По его словам нет такого понятия, как уклонисты хилоним.
В ешивот эсдер служат 16 месяцев. Но там всего 900 человек. Это тоже неравенство, но меньшее, чем у харедим.

В 2013 1 из 3 детей, сидящих за партой - хареди. Количество получающих освобождение ежегодно растет.
"Закон Таля" принят как "ораат шаа", это значит, что за него надо было голосовать каждые 5 лет, чтобы его продлевать. Закончился срок и его не продлили.
Вместо него наконец-то был принят закон "шивьон банетель", который абсолютно не работает из-за самой армии. По этому закону альтернативная служба должна быть связана с битхонистскими органами - полиция, скорая, пожарная службы. Но не с системой образования. Креативные ешивотники стали просто меняться ешивами - один "служит" альтернативную службу в ешиве другого.
Введения в закон параграфа об уголовных санкциях потребовал юридический советник правительства.
Одна из проблем - отсутствие регуляции численности армии. Министр обороны исходит из числа имеющихся в наличии граждан призывного возраста. До 2017 года право решить сколько человек призывать остается в руках министра обороны.

Шелах обвинил "Аводу", отсутствовавшую во время голосования за этот закон, в том, что они не хотели портить отношения с харедим.
Согласно сегодняшнему закону об армии, "альтернатива закону шивьон банетель - танки в Бней-Браке".
Подытоживая его выступление - закон этот меньшее зло из имеющихся вариантов и хадерим на самом деле приветствуют его.

Следующим оратором был Аарон Адлер, казначей и начальник кадров ирии Бней-Брака.



55 лет, отец 5 детей, дедушка 15 внуков. В возрасте 27 лет он вышел из ешивы и пошел учиться на экономиста. Потом долго работал в Кесельман и Кесельман. Теперь работает в ирие.
Ежегодно ходит в милуим на 25 дней в пикуд Цафон.
Он рассказал, как видится проблема изнутри самого сектора. В далеком 1948 году, когда в Израиле скопилось большое количество сионистов-атеистов, часть из олим приняла решение возродить религиозные традиции. Это была очень незначительная группа населения и она по сути никому не мешала.
Его родители прошли Шоа в Египте (интересно, что он имел в виду, надо будет погуглить. Сотрудница рассказывала, что после победы Израиля в 1948 г в Египте начались массовые репрессии евреев, ее отца посадили, иврит был запрещен, малолетних детей сажали в тюрьмы... может он про это хотел сказать?)

Молиться для них было самым естественным - упертые юноши, изучающие Тору должны были по их мнению, привести к возрождению еврейского народа. Мы сейчас живем тут только благодаря тому упертому религиозному меньшинству, которое 2000 лет назад не отступило от традиции. Без Торы не быть народу Израиля - в это мы верим.

Ученики ешивы сидят за партой по 16-17 часов. Что для них "лимудей либа". Я восполнил пробелы в математике и английском за полгода вечерних занятий на 5 ехидот. И это то, что делает сегодня каждый религиозный, уходящий из ешивы. Для нас это очень простой процесс, потому что нас научили учиться и мозг натренирован усваивать быстро и эффективно любой новый материал.
/Тут он допустил ошибки вместо "миспар анашим" сказал "камут" и вместо "они" сказал "аниут". Сидящие с поджатыми губками шуламиталониобразные училки делали ему замечания громко в очень бестактной презрительной форме. На что он вынужден был отреагировать, сказав, что он, конечно не из их лагеря и вообще чувствует себя чуть ли не врагом на растерзании, и он готов к тому, что его будут бить. И ошибки он делает в каждом втором предложении. Но он просит собрать все его ошибки и предъявить общим счетом в конце выступления. А пока что дать ему возможность договорить. Он также заметил, что все же у него 2я степень по экономике, кроме ешиботного столь раздражающего их образования и он просит минимум уважения к тем, кто его пригласил на эту встречу./

По его словам в последние несколько лет начались серъезные изменения в секторе и народ стал выходить учиться и работать. Уже есть 10 тыс учащихся, существует проект ШАХАР (шилув харедим) в армии. До того момента пока мы на открытие новых факультетов не приглашаем прессу - все нормально. Стоит появиться прессе - вмиг слетаются наши ультра-провокаторы, которых несомненное меньшинство, как и во всех других секторах и они устраивают то, чего так жаждет пресса.

Существует проблема при приеме на работу - если на одно и то же место претендует несколько человек, то кандидат-хареди 100% будет отклонен.

По статистике Проф. Асы Кашера (мин Экономики) по состоянию на 9/7/12 70% женщин религиозного сектора работает. В 2009 году было 38% работающих мужчин-хареди. В 2015 - 48%. Цель - 60% работающих. Процесс медленный, но он непрерывный.

Были вопросы, которые я уложила более-менее в текст, были выкрики из зала и реплики... но да скажется во благо, по окончании выступления зал рукоплескал ему за его мужество выступить перед скучающими пенсионерами бывшими квиютчиками и за его вклад в экономку и защиту государства.

А пару дней назад прошла информация о первом курсанте-хареди на летных курсах .
Так что товарищи и господамы, давайте любить весь еврейский народ, даже если и на каком-то этапе нам не очень понятны их принципы и побуждения.
Ам Исраэль хай!


предыдущие лекции

первая лекция - Конституционный переворот, неужели?
вторая лекция - Коррупция власти
третья лекция - Взаимоотношения армии и государства

Сексуальные преступления и сексуальное домогательство - Четвертая лекция, часть 1
Сексуальные преступления и сексуальное домогательство - Четвертая лекция, часть 2
Tags: культпросвет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments