kador (kador) wrote,
kador
kador

БАРОМЕТР И ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

>
> Сэр Эрнест Рутерфорд, президент Королевской Академии и лауреат
> Нобелевской премии по физике, рассказывал следующую историю, служащую
> великолепным примером того, что не всегда просто дать единственно
> правильный ответ на вопрос.
>
> Некоторое время назад коллега обратился ко мне за помощью. Он собирался
> поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то
> время как этот студент утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба,
> преподаватель и студент, согласились положиться на суждение третьего
> лица, незаинтересованного арбитра; выбор пал на меня. Экзаменационный
> вопрос гласил: "Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с
> помощью барометра".
>
> Ответ студента был таким: "Нужно подняться с барометром на крышу
> здания,спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его
> обратно и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту
> здания".
>
> Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и
> верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало
> общего с применением знаний в этой области.
>
> Я предложил студенту попытаться ответить еще раз. Дав ему шесть минут на
> подготовку, я предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание
> физических законов. По истечении пяти минут он так и не написал ничего в
> экзаменационном листе. Я спросил его, сдается ли он, но он заявил, что у
> него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.
>
> Заинтересовавшись, я попросил молодого человека приступить к ответу, не
> дожидаясь истечения отведенного срока. Новый ответ на вопрос гласил:
> "Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время
> падения. Затем, используя формулу L = (a*t^2)/2, вычислите высоту
> здания".
>
> Тут я спросил моего коллегу, преподавателя, доволен ли он этим ответом.
> Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент
> упоминал, что знает несколько ответов, и я попросил его открыть их нам.
>
> "Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра",
> начал студент. "Например, можно выйти на улицу в солнечный день и
> измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени
> здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого
> здания."
>
> "Неплохо", сказал я. "Есть и другие способы?"
>
> "Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы
> берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр
> к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его
> на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод."
>
> "Если вы хотите более сложный способ", продолжал он, "то привяжите к
> барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину
> гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими
> величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае,
> привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на
> крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии."
>
> "Наконец", заключил он, "среди множества прочих способов решения данной
> проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой,
> найдите управляющего и скажите ему: "Господин управляющий, у меня есть
> замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого
> здания".
>
> Тут я спросил студента - неужели он действительно не знал общепринятого
> решения этой задачи. Он признался, что знал, но сказал при этом, что сыт
> по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ
> мышления.
>
> * * * * * * * * * *
>
> Студент этот был Нильс Бор (1885-1962), датский физик, лауреат
> Нобелевской премии 1922 г.
>
>
Tags: рассылочное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment